История противостояния

6 янв. 2023.

Как кузбасские поселки Апанас, Алексеевка и Ананьино десять лет не дают угольному разрезу их уничтожить.

Утром 20 декабря от жителей деревень Алексеевка, Ананьино и поселка Апанас Новокузнецкого района Кемеровской области пришло известие: с угольного разреза «Апанасовский», возникшего рядом с ними более 10 лет назад, начала вывозиться тяжелая техника.

Об этом стало оперативно известно потому, что местные жители органзовали круглосуточное дежурство (Пост) в определенных точках пересечения дорог, по которым владельцы угольной компании ООО «Разрез Апанасовский» пытались завозить различную технику и материалы на разрез «Апанасовский». Дежурство длилось 47 суток, и за это время, по славам жителей, было пресечено 11 попыток провезти тяжелую технику на разрез, что не позволило начать добычу угля. Борьба против угольщиков идет здесь уже много лет, то затихая, то снова вспыхивая. По мнению местных жителей, о полной победе говорить пока рано. И все же это большой успех в борьбе с планами угольной компании сделать жизнь в близлежащих деревнях невыносимой. 

Угольный разрез ООО «Разрез Апанасовский» расположен в опасной близости от нескольких населённых пунктов.Вот с чего начиналась и как развивалась эта борьба.

«Ломались печки, всё ломалось»

«Дрожали дома от взрывов… С 2010 года я стал замечать изменения в фундаменте [дома], где-то трещина пошла, где-то вода попала, замерзла, и он стал крошиться», – рассказал  бывший общественный инспектор Росприроднадзора Николай Метальников изданию NGS42.ru.  Он живет в поселке Апанас более 30 лет, и не раз был свидетелем того, к каким последствиям может привести безответственная деятельность угледобывающих компаний. 

В 2010 году компания «Разрез «Бунгурский Северный» решила начать добычу угля рядом с поселком Апанас, деревнями Алексеевка и Ананьино. Местным жителям не понравилась эта идея. Разрез начал разработку в 800 метрах от Апанаса и 400 метрах от Алексеевки и регулярно проводил взрывные работы. Тогда, по воспоминаниям местных жителей, трясло через каждые несколько дней. «Мне 85 лет, я родилась здесь. Там разрез у нас был. Дома-то, видишь, у нас какие? Ломались печки, всё у нас [ломалось]», — вспоминает другая местная жительница.  Из-за взрывов на разрезе в огороды Алексеевки долетали камни, стекла в окнах трескались, в домах, ходивших ходуном, падала мебель.

Большинство местных жителей не хотело проживать рядом с действующим угольным разрезом. Они даже провели свой референдум, на котором большинство сельчан высказалось против работы разреза. Доведенные до отчаяния местные жители в 2013 году начали выходить в места проведения взрывов, ложились на дорогу, препятствуя проезду тяжелой техники. Упорная борьба принесла результаты: в том же 2013 году компания свернула работы по разработке месторождения, а разрез законсервировали. Однако, лицензия на добычу угля продолжала существовать и могла быть передана другому собственнику.

«Раньше тут была тайга»

В Апанасе, Алексеевке и Ананьино постоянно живет порядка двухсот человек. Летом в эти места подтягиваются дачники, и в теплый период население вырастает в два-три раза. Приезжающие огородничают, а большинство местных держит скотину и другую живность, вроде кур. И, конечно, всех кормит тайга.

С районным центром, Новокузнецком, поселки соединяет единственная дорога Листвяги-Апанас. Этот участок добывающие компании тоже пытались присвоить, выведя некоторые отрезки пути из государственной собственности.

Местный активист Владимир Горенков утверждает, что прямо под дорогой находятся залежи самого дорогого угля – антрацита, на который и положили глаз угольщики. Но жителям поселков удалось отстоять дорогу и предотвратить нарушение закона. По сути этим вопросом должны заниматься местные власти, однако вместо них справляются юридически подкованные активисты. «Они думали, что в суд зайдут простые крестьяне, таежники, колхозники, мы их в суде раскатаем и все. Получилось ровно наоборот», — вспоминает Горенков.

Еще одна проблема, тревожащая местных жителей – рекультивация, точнее, ее отсутствие. Старые отвалы потому и дымятся, что после добычи угля открытым способом их просто бросили, не законсервировали должным образом, не высадили деревья взамен срубленных. Николай Метальников пытался бороться с этим своими силами. Мужчина записал видео, в котором он в одиночку засыпает дымящийся отвал рядом с поселком Апанас, перевозя куски породы в обычной тачке. Этот перформанс был необходим, не только для того, чтобы обратить внимание властей на проблему, но и чтобы подробно рассказать о том, какой вред наносят брошенные разрезы экологии и здоровью людей. Местные жители просто хотят, чтобы угольные компании выполняли свои обязательства и, банально, убирали за собой.

Житель Апанаса Николай Метальников самостоятельно начал ликвидировать горящий «Тулеевский» отвал

«Раньше тут была тайга, были покосы, население занималось сельским хозяйством. Государство ничего не делает, чтобы устранить этот накопленный экологический вред и убрать опасность здоровью жителей. Собственник отвала технично его бросил, отказался каким-то образом непонятным, ушел от ответственности, переложил все на государство. Государство тоже ничего не делает. Вот мы вынуждены сами толкать эти телеги с вонючей породой», – рассказывает он.

Владимир Горенков считает, что отвалы со временем могут стать еще опаснее, так как идущие внутри процессы подобны вулканическим и могут привести к взрывам.

Региональный координатор в Кузбассе российской экологической группы «Экозащита!» Антон Лементуев утверждает, что интенсивных эндогенных пожаров на отвалах со временем становится все больше.

— Вероятная причина пожаров – более длительный и более высокотемпературный нагрев южных и юго-восточных склонов не рекультивированных отвалов из-за повышения средних и максимальных температур в летний период. Процессы медленного окисления и самонагрева массы отвальной породы, содержащей большое количество углерода сменяются более интенсивными процессами, при которых температура достигает 1000 и более градусов. Пример – отвал возле поселка Апанас, «дремавший» более двадцати лет и активно разгоревшийся несколько лет назад. Причем, изначально активные очаги горения возникли как раз на южных склонах отвала, — рассказал он.

Угольщики намекают на то, что люди сами выбрали такую жизнь. Населенные пункты возникали вокруг предприятий. «Разрез начал работать в 1953 году, это не новое предприятие. Добыча больше полувека велась, а в это время уже рядом с ним жилье строилось», — заявил в недавнем интервью генеральный директор ООО «Разрез «Апанасовский» Игорь Павлов. Однако всем трем поселкам не одна сотня лет. Так, Ананьино было основано 350 лет назад.

«Копать они там не будут, даже если это повлечет мою смерть»

После прекращения добычи в 2013 году, затишье продлилось несколько лет. В 2018 году лицензию на добычу угля получила компания ООО «Разрез «Апанасовский». Его владельцы начали собирать разрешительные документы для возобновления работ. Здесь залегает антрацит – самый дорогой сорт угля. И отказаться от его добычи не так-то просто.

Параллельно с этим начались репрессии против активистов. В феврале 2018 года задержали протестующих, перекрывших дорогу к разрезу. Тогдашний губернатор Кемеровской области Аман Тулеев назвал недовольных отморозками и предположил, что они делают это за деньги. В августе 2019 года задержали активистов Владимира Горенкова, Сергея Шереметьева и Николая Метальникова. В их домах прошли обыски. Горенкова обвинили в незаконном хранении оружия и завели против него уголовное дело. Сам активист утверждал, что найденное оружие ему не знакомо.

Ситуация с обысками и задержаниями повторялась не раз. И каждый раз это совпадало с протестами местных жителей, которые не раз выходили в зоны взрыва или останавливали технику.

Сергей Шереметьев, житель п. Алексеевка

В ноябре 2021 года Сергея Шереметьева избили неизвестные, ворвавшись к нему прямо в дом. По его словам, это происходило в присутствии  бывшего депутата местного Заксобрания Петра Финка, нападавшие угрожали поджогами. Активист записал видеообращение сразу после ухода незваных гостей. «Приехал Пётр Финк, это фсбшник, с тремя отморозками, которые меня «подрихтовали», и приговаривали, чтобы я больше никуда не лез… Требовали, чтобы я больше нигде не выступал.., иначе сгорим. Так вот, ни **** они меня не напугали и ни **** я не отступлюсь, копать они там не будут, даже если это повлечет мою смерть», — заявил он.

К сожалению, подобные случаи стали типичными для местных жителей. Люди утверждают, что им регулярно угрожают поджогами и избиениями, если они дальше будут продолжать борьбу.

Еще в 2019 году губернатор Цивилёв выступил против разработки угольного месторождения рядом с населенными пунктами и даже пригрозил отнять лицензию у компании «Разрез Апанасовский». Местных жителей эта поддержка воодушевляла, но их удивляло то, как одновременно с этим компания один за другим получает разрешительные документы на ведение работ. Много вопросов вызывало то, что расстояние до населенных пунктов невелико, а, следовательно, высока опасность для местных жителей.

У руководства разреза на этот счет сомнений не было, ведь по документам, которые имелись у предприятия, расстояние от поселка и деревень до разреза отличалось от того, которое было в действительности. Гендиректор компании Игорь Павлов заявил, что разрез и ближайшее жилье разделяет 600 м, и при этом не озвучил оснований, по которым эта цифра является приемлемой.

Житель Алексеевки Сергей Шереметьев предполагает, что в документах указаны неверные цифры – согласно им Алексеевка и Ананьино находятся на расстоянии в 1,7 км и 1,1 км соответственно. В реальности, как уверяет Шереметьев, ближайшие дома в поселках от края разреза отделяет 400 м. Точно такие же разногласия по цифрам были в 2011-13-м годах, когда местные жители боролись с незаконной деятельностью компании «Разрез «Бунгурский Северный». Это наталкивает на подозрения, что «Разрез Апанасовский» не делал никаких замеров, решив, вместо этого, использовать ту же ложь, что и прежний владелец.

Опасные связи

Многих удивляет, что при таком единстве власти и народа работы на разрезе не останавливались долгое время. Однако ситуация проясняется, если изучить связи предприятия.

ООО «Разрез Апанасовский» было зарегистрировано в мае 2014 года, Тогда одним из учредителей компании стала уже упомянутая ООО «Разрез «Бунгурский Северный». В 2018 году  предприятие выходит из состава учредителей, но перед этим передает ООО «Разрез Апанасовский» лицензию на добычу угля рядом с населёнными пунктами, которая действует до 2024 года.

В 2019 году произошло два события: снова заговорили о возобновлении работ на Апанасовском разрезе, а главным учредителем компании стала Ольга Фадеева. Эта предприимчивая женщина также владеет более чем третью акций  ООО «Северное ПТУ» и ООО «Обогатительная фабрика «Северная». Они, в свою очередь, являются дочерними предприятиями угольной компании «Северный Кузбасс». Согласно базе данных Спарк, два члена совета директоров этой компании Геннадий Хмелин и Владимир Иванов связаны с АО «Алтайское угольное предприятие». Иванов состоял в совете директоров акционерного общества, а Хмелин до 2021 года был его генеральным директором. Пикантность здесь в том, что учредителем АО является Комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ) Кузбасса.

Мы видим, как главная владелица ООО «Разрез «Апанасовский» Ольга Фадеева через компанию «Северный Кузбасс» связана с акционерным обществом, учрежденным в том числе областным госпредприятием. Государственные компании и региональные администрации часто учреждают частные предприятия, чтобы более эффективно вести свою деятельность. Это типичный способ решения многих проблем.  Но подконтрольное КУГИ «Алтайское угольное предприятие» связано с «Северным Кузбассом» не только через членов советов директоров.

Другой учредитель «Алтайского угольного предприятия» – инвестиционная компания «Юкас-Холдинг», связанная с АО «Талтэк», владеющей «Северным Кузбассом». Это наглядно показывает нам, как частные компании могут быть связаны с государственными предприятиями и, как следствие, руководством области. Таким образом, несмотря на свои заявления о поддержке местных жителей, власти Кемеровской области могут быть заинтересованы в продолжении добычи.

Мифические пять тысяч тонн

В уже упомянутом интервью изданию «КузПресс» гендиректор ООО «Разрез Апанасовский» Игорь Павлов заявил, что предприятие уже добыло пять тыс. тонн угля. Однако местные жители, побывавшие на месте работ, никаких следов добычи угля не увидели и предположили, что добытый антрацит существует только в фантазиях руководства компании.

В декабре местные жители наблюдали за тем, как с разреза уезжает тяжелая техника. Нет сомнения, что это стало возможным, потому что люди боролись за свою землю и за свое право на экологически безопасную среду. Впрочем, местные жители считают, что успокаиваться рано, так как угольщики могут вернуться. Мы также продолжим следить за ситуацией.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s