Владимир Путин призвал крупные компании публиковать данные о том, чем они помогли людям, поселкам, регионам. В прессе это предложение назвали российским аналогом ESG-отчетности. “Белый снег” разбирался, почему Путину пришлось отдельно давать поручение компаниям и как это может помочь справится с проблемами экологии.
Что такое ESG
Родилось ESG (environment — окружающая среда, social — социальная ответственность, governance — управление) из принципов ответственного инвестирования, принятых в 2006 году ООН. Суть этих принципов сводилась к простому пониманию, как не вкладывать в то, что в результате разрушит планету или жизнь людей. Из такой гуманитарной концепции начали рождаться рейтинги и формальные показатели. Дискуссии идут до сих пор, но попытка формализовать не финансовую отчетность компаний достигли успеха. Теперь отчеты по ESG требуют биржи и на них ориентируются инвесторы.
ESG в России стала аббревиатурой последней пары лет до 2022 года. ESG-отчетность — это западный тренд. В 2022 году она продолжало жить, точнее выживать в российской повестке, но становилась все более эфемерным. Между тем, крупнейшие корпорации с иностранным участием, а также те, кто торгуется на международных биржах должны были отчитываться по соблюдению принципов ESG. Это давало надежду на соблюдение экологических принципов хотя бы крупным международным бизнесом в России.
По замыслу ESG-информация должна была быть открытой и в ней учитывались конфликты с местными жителями. Такая информация очень важна для инвестора, потому что возникновение протестов подвергает риску его вложения. Оставался вопрос, как местные жители, находящиеся рядом с предприятием, могут повлиять на решение инвестора и, может быть, призвать компании к справедливому соблюдению принципов ESG. Прежде чем рассмотреть механизмы влияния, уделим внимание ESG-повестке крупнейшего угольного бизнеса.
До СВО: ESG и крупнейшие угольные компании
В отношении ESG повестки от угольщиков, как и от другого российского бизнеса, можно услышать только одно: “мы давно этим занимаемся сами”. Между тем, жителями угольных регионов и портов хорошо известно, что экология и социальная ответственность бизнесом понимается в очень узком плане: главное построить детскую площадку, а то, что она будет в угольной пыли — это второстепенное.
“Белый снег” посмотрел, как гиганты угольной промышленности относятся к ESG.Например, ESG отчетность предоставлял Евраз,металлургическая и горнодобывающая компания с активами в России, США, Канаде, Чехии, Италии и Казахстане, ЕВРАЗ ЗСМК, входящий в холдинг — это крупнейшее в Сибири и самое восточное в Российской Федерации сталелитейное предприятие. Как обещает сайт предприятия, в ЕВРАЗ ЗСМК внедрена, сертифицирована и поддерживается Интегрированная система менеджмента. ESG-отчетности по отдельному предприятию нет, есть общий отчет группы ЕВРАЗ. Последний отчет вы можете найти здесь. То, что все подразделения компании свалены в один не позволяет увидеть, что происходит на ЗСМК. Между тем, в отчетности указано, что предприятие осознает риски штрафов со стороны природоохранных ведомств и пытается их избежать. К сожалению, статистика по штрафам остается закрытой. Эта ситуация и создают казус, ЕВРАЗ становится победителем национальной премии в области экологии, а по данным Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов новокузнецкой мэрии является основным загрязнителем Новокузнецка.
Согласно отчету, в 2021 году ЕВРАЗ инвестировал 71,2 млн долл. США на природоохранные проекты и 30,5 млн долл. США — затраты на процедуры по соблюдению природоохранного законодательства. Для сравнения выручка компаний ЕВРАЗ в 2021 году составила 80,9 млрд. долл. США.
Еще одна крупнейшая угольная компания,которая заявила о своей приверженности ESG-повестке. Основным направлением деятельности компании «Колмар» является освоение запасов каменно-угольных месторождений Южной Якутии. В настоящий момент АО «Колмар Групп» управляет брат губернатора Валерий Цивилев, а связанными структурами — его супруга Анна Цивилева, являющаяся председателем совета директоров управляющей компании «Колмар». 30% остается под контролем структур Геннадия Тимченко, а 70% у семи Цивилевых.
Основными активами предприятия являются разрабатываемые как шахтным, так и открытым способом месторождения коксующегося угля вблизи поселка Чульман, на которых действуют Денисовский и Ингалинский горно-обогатительные комбинаты. Более 70% добываемого угля после переработки идет на экспорт, в основном в страны Азиатско-тихоокеанского региона. В 2022 году сбыт угля был переориентирована на Китай. Колмар стал учредителем российской ESG-ассоциации в 2021 году, но в 2022 году вышел из нее.
Однако, отчета ESG на сайте компании обнаружить не удалось. Только обещание вложить 800 млн. руб. в очистные сооружения. Ежегодную выручку компании в открытых источниках обнаружить не удалось.
Еще одна крупная угольная компания с природоохранными амбициями — СУЭК Андрея Мельниченко. В Группу СУЭК входят угледобывающие, обогатительные предприятия,, генерирующие, логистические и сервисные активы в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке России, а также порты на западе и юге России. Кампания начала активно пиарить свою приверженность принципам ESG.
В 2021 году она вошла в число лидеров рэнкинга (более простая система ранжирования по сравнению с рейтингами всего по нескольким признакам) ESG-прозрачности российских компаний рейтингового агентства «Эксперт РА«. Также СУЭК прошел экспертизу своей деятельности у зарубежного рейтингового агентства S&P. Средний балл по ESG — 44 из 100 возможных, экология набрала — 40 баллов из 100, социальная отвественность — 46 из 100, управление — 64 из 100. Также рейтинг ESG для СУЭК подсчитывал RAEX. Обе иностранные компании в настоящее время ушли из России, судьба ESG-рейтингов остается неясной. Рейтинг гораздо более весомая оценка, поэтому у угольщиков с рейтингами не очень, а с рэнкингами лучше.
Несмотря на высокие ESG-рейтинги, выступления граждан против СУЭК продолжаются.
Что случилось с ESG в 2022 году
После начала специальной военной операции из России стали уходить самые крупные иностранные и транснациональные компании, которые были драйверами ESG, а большие российские промышленники потеряли западных акционеров и возможность торговаться на биржах США, Лондона, Японии и ЕС.
В результате, социально-экологические принципы, которым стараются следовать лучшие мировые компании, прекратили довлеть над российским бизнесом. Однако, в 2022 году все еще звучали заявления, что ESG никуда не уходит и, что теперь Россия будет ориентироваться на Китай, где, мол, тоже сильная социально-экологическая повестка. Пока прорывов в части соблюдения экологических и социальных норм из-за рост грузооборота с Азией не произошло, казалось бы ситуация замерла, но неожиданно на на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Владимир Путин поднял вопрос о новом виде отчетности для компаний.
«Предлагаю подумать о ежегодной публикации нефинансовой отчетности для крупных предприятий. В ней будет рассказываться о том, что та или иная компания сделала для общества, для конкретного поселка, города, региона, для своей страны», — сказал глава государства на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в Москве (цитата по сайту Кремля). Он отметил, что раскрытие подобной информации положительно скажется на репутации и рыночных позициях коммерческих предприятий.
Может ли гражданин повлиять на ESG-рейтинг компании
Теоретически в ESG-рейтинг входит информация о конфликтах с местным населением, а также выполнение компанией природоохранных норм. На практике не ясно, каким образом рейтинговые агентства могут получать эти данные. Особенно вызывает сомнения способность зарубежных агентства искать данные о протестах.
“Как и другие отрасли , например нефтегазовая, угольщики не любят публиковать информацию о конфликтах с местными сообществами или загрязнения окружающей среды, в том числе и в случае ЧП. Такое сокрытие не только нарушает базовые принципы открытости экологической информации и корпоративной ответственности, но и не позволяет извлекать уроки для сокращения негативных ситуаций в будущем”, — пояснил “Белому снегу” руководитель программы Всемирного фонда дикой природы России (признан иностранным агентом) по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.
Эксперт пояснил, что для того, чтобы изменить ситуацию с открытостью бизнеса по этим вопросам, WWF в рамках отраслевых рейтингов ввел два специальных критерия — “Информирование общественности на сайте компании об авариях и инцидентах и мерах по ликвидации их последствий со значительным (вызвавшим общественный резонанс) социально-экологическим ущербом, включая деятельность компаний
подрядчиков”, а также “Информирование общественности на сайте компании о наличии спорных экологических ситуаций и действиях, направленных на их разрешение, на территориях присутствия компании, включая деятельность компаний подрядчиков”. Пример оценки по ряду угольных компаний по этим критериям в 2022 году приведены в здесь. К сожалению, обозначенных нами компаний в списке нет.
Основатель агентства КарбонЛаб Михаил Юлкин считает, что жители могут влиять на рейтинги только теоретически.
“Практически для этого нужно создавать каналы двустороннего общения, выходить в народ, проводить встречи, т.д. Компании чаще всего делают это с целью найма работников. Т.е. с целью саморекламы. И редко делают это с иными целями. Бывает, что компании занимаются корпоративным волонтерством, помогают пожилым, больным, бедным, проводят какие-то шумные (и не очень) мероприятия. Но диалога, такого, как, например, с инвесторами или покупателями, чаще всего не получается. И не обязательно только потому, что компании не прилагают усилий. Местные жители тоже не всегда отзывчивы на такие начинания”, — говорит Юлкин.
Анализ ситуации с ESG в России показал, что пока эти рейтинги касаются только самих компаний и практически не допускают информацию от жителей. Между тем, ранее глава Росприроднадзора Светлана Радионова говорила, что хочет включать жалобы жителей в систему российского ESG. В условиях СВО именно такой ESG и разрабатывается. В случае, если кампания осталась международной, то жалобы можно отправлять в адрес головной компании.