В феврале 2023 года Минтранс предложил начать доставлять уголь в Юго-Восточную Азию по крупным сибирским рекам, перегружая его из железнодорожных составов на речные суда, а затем на предназначенные для Северного морского пути сухогрузы уже в Арктике.
Необходимость в этом возникла из-за многолетней перегруженности БАМа и Транссиба, обострившейся после начала СВО. В марте этого года министр углепрома Кузбасса Олег Токарев заявил, что из-за санкций объем вывоза угля из Кузбасса на восток необходимо удвоить, однако все имеющиеся на сегодня транспортные направления забиты. Действующее соглашение с РЖД обеспечивает (теоретически) вывоз на восток только 53,1 млн. тонн, однако увеличить, а тем более удвоить эту квоту, РЖД не в состоянии.
Первая партия угля из Кузбасса объемом 30 тысяч тонн, согласно планам чиновников, должна быть доставлена новым способом уже в этом году. Перевалка угля из железнодорожных составов в речные суда должна произойти в Красноярске и Лесосибирске.
Однако, на недавнем заседании комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Красноярского края отметили, что, помимо неготовности портовой инфраструктуры к новым объемам, существует проблема загрязнения угольной пылью. Депутаты приводили в пример город Находка Приморского края, где перевалка угля привела к массовым протестам местных жителей. Сам Красноярск без того «славится» сильнейшим загрязнением воздуха промышленными предприятиями и продуктами сжигания угля, и депутаты всерьез опасаются, что, вместо свежего воздуха, ветер будет приносить угольную пыль. Сам же проект осуществления перевалки угля никто из депутатов, по их словам, не видел.
На что способны компании, занимающиеся перевалкой угля в условиях самоустранения контролирующих органов, хорошо известно жителям Приморья и Хабаровского края. Еще в недавнем прошлом в Ванино, Находке и Славянке проходили регулярные массовые протестные акции, на которых местные жители требовали соблюдения прав на благоприятную окружающую среду: выбросы пыли при погрузке угля в морские суда настолько сильные, что делают жизнь в таких городах-портах невыносимой.
Едва ли опасения красноярских депутатов напрасны, поскольку по сей день действует мораторий на проверку бизнеса, например, Росприроднадзором.





