3 ноября 2022

В Кузбассе застрял почти миллион тонн угля

В Кемеровской области простаивает 800 тыс. тонн угля. Об этом сообщает РБК со ссылкой на губернатора Сергей Цивилёва. Издание цитирует письмо главы региона премьер-министру России Михаилу Мишустину от 18 октября, где говорится о 12 тысячах вагонах с углем, которые должны отправиться в восточном направлении.

Сплошные убытки

РЖД приняло составы с углем к перевозке 14 октября, которые  на тот момент они еще находились в Кузбассе. Пробки на железной дороге не дают вывезти уголь и на запад. Порядка 80% вагонов находятся на подъездных путях добывающих компаний. Срыв поставок грозит компаниям не только прямыми убытками, но и штрафами за невыполнение обязательств по контрактам.

В то же время информационный портал «РЖД-Партнер» пишет о том, что ОАО «РЖД» предлагает сократить объем отгрузок кузбасского угля на экспорт в восточном направлении.

Зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов считает, что, таким образом, не удастся вывезти 9-10 млн тонн угля, и это приведет к очередному сокращению добычи в стране. По итогам 2022 года она должна снизиться на 1%. В Кемеровской области это падение чувствуется острее. Так Министерство угольной промышленности Кузбасса сообщает о добыче 18,5 млн. тонн угля в сентябре, что на 2,5 млн тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Углепогрузочная станция в Междуреченском районе Кемеровской области.

Проблемы старые, разрезы — новые

Симптоматично, что эти события происходят на фоне попыток создавать в Кузбассе новые угольные разрезы. 8 октября в Новокузнецком районе на не действующем с 2013 года разрезе «Апанасовский» местные жители из деревни Алексеевка, Ананьино и поселка Апанас заметили попытку со стороны неизвестных лиц начать подготовительные работы, обычно предшествующие добыче  угля.  Тогда жители собрались на народный сход, чтобы выработать план по противодействию  деятельности предприятия, поскольку их беспокоят экологические проблемы, которые  создает добыча угля, а также вероятность техногенной катастрофы: разрез находится в опасной близости от трех поселков — Апанас, Алексеевка и Ананьино, — что не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Кроме того, горящий породно-угольный отвал возле Апанаса, расположенный на крутом склоне и представляющий собой дамбу глубокого озера, в результате взрывных работ на разрезе может, по мнению местных жителей, сдвинуться с места, что приведет к обрушению дамбы и катастрофическому затоплению поселка Апанас.

 С 2010 по 2013 годы жители упомянутых деревень активно выступали против данного разреза (в то время это участок «Апанасовский» ООО «Разрез «Бунгурский Северный»), и в результате протестов работа по добыче угля была остановлена и до наших дней не велась, а две огромные ямы самого разреза (карьерные выемки), вырытые угольщиками в процессе добычи были заброшены и к настоящему времени частично  заполнились водой.

Мечты и реальные возможности

У ООО «Разрез Апанасовский», владеющего лицензией на добычу угля, есть теневой собственник — Евгений Ренге. Согласно базе данных СПАРК, он связан с одним из номинальных владельцев, Ольгой Фадеевой, через угледобывающее предприятие «Юкус».  В июле этого года в серьезном российском издании «Ведомости», вышла экспертная статья за авторством Ренге, где он писал о растущих перспективах угольной отрасли. Надежды Ренге связаны с тем, что цены на уголь выросли почти втрое, начиная с марта, а трудности с транспортировкой он считает основной проблемой. По его мнению, в перспективе ситуация может измениться, если государство «повернется лицом к отрасли и станет полноценным партнером в расширении Восточного полигона и строительстве большого балкерного флота». Ренге пишет о росте потребления угля в мире и настоящем ренессансе отрасли.

В 2021 году на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата 50 стран объявили о намерении постепенно полностью отказаться от использования угля.

В апреле 2022 года Евросоюз анонсировал запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки российского угля в рамках пятого санкционного пакета. С 10 августа запрет вступил в силу, и, по данным РБК,  эмбарго затронет 25% всего российского экспорта угля. Издание приводит со ссылкой на Минэнерго сведения о российском угольном экспорте в страны Евросоюза:  в 2021 году объем экспорта составил 48,75 млн т (22,6% от общего экспорта), из которых энергетический уголь — 45,3 млн т, что составляет 70% потребностей Евросоюза в этом виде топлива.

Весьма вероятно, что к тому моменту, когда Российская Федерация не просто переориентируется на новых потребителей угля в Юго-Восточной Азии, но и решит проблемы с транспортировкой, цены вернутся к прежним показателям, а спрос снизится. Застрявшие в Кузбассе 800 тыс. тонн угля лишний раз говорят о неготовности государства делать крупные вливания в долгосрочные проекты, особенно учитывая состояние неопределенности в международной политической сфере и внутренние экономические проблемы.