

Добыча угля неразрывно связана с образованием большого количества отвалов пустой породы. Примерно до середины ХХ века вокруг советских угольных шахт активно росли высокие конусообразные отвалы – терриконы. Один из них – старый террикон давно закрывшейся шахты в городе Анжеро-Судженске в Кемеровской области, ставший в январе 2023 года «героем» соцсетей из-за внешней схожести с извергающимся вулканом. Причина – попытка его ликвидации, из-за которой жителям шахтерского города стало нечем дышать.
«Белый Снег» побывал на месте событий:
По оценке «Белого снега», приблизительный объем террикона – 4,5 млн куб. м., высота насыпи – 80 метров. От домов насыпь отделяет 80-200 метров. Поздней осенью 2022 года началась рекультивация отвала: на “горе” заработали экскаваторы, которые снижают высоту конуса и выполаживают склоны. При этом на город летит пыль. Пыльные работы обещают закончить до 10 марта, обложить оставшийся холм глиной и высадить на терриконе елки. Между тем, местные жители сомневаются в скором окончании работ, а экологи полагают, что метод рекультивации не исключает возгорания оставшегося угля внутри холма и его обрушения. Жители города не были ознакомлены с планом проведения рекультивации, его также нет в открытом доступе. “Белый снег” разбирался, откуда появился отвал, кто занят его рекультивацией, на чем экономят при проведении работ и почему террикон можно считать рукотворным вулканом.

Откуда появился отвал
Шахта № 2 треста «Анжероуголь» заработала в 1954 году. Добытый уголь возили на обогатительную фабрику, а породу отсыпали рядом. Так начал расти террикон. В 1972 году шахту переименовали в «Восход», судя по документам в в 1979 году добыча в ней прекратилась, террикон перестал расти. В 2014 году шахтоуправление “Анжерское”, которому как можно предположить, принадлежал террикон, обанкротилось. Отсыпанная куча оказалась бесхозной.
Почему террикон горит?
Шахтные отвалы всегда содержат горючие материалы: куски угля, угольная пыль, а так же породу с высоким содержанием углерода. Сразу после попадания в отвал углеродсодержащие массы начинают окисляться, запускаются другие более сложные химические и биохимические реакции. Иными словами, террикон медленно тлеет, выбрасывая в атмосферу оксид серы, сероводород, угарный газ – смертельно опасные для живых организмов соединения. В определенных случаях медленное тление переходит в активное горение, и тогда температура достигает нескольких сотен градусов. Растительность, если таковая имелась, погибает, а ветры начинают разносить пыль. Активные процессы горения сопровождаются выбросами облаков газов и пара.
Попадание достаточного количества воды в раскаленное “жерло” террикона может привести к тепловому взрыву, когда мгновенное испарение воды приводит к разрушению рукотворной горы.
“В истории есть много случаев взрывов. Такой взрыв отвала произошел осенью 2020 года в Новокузнецком районе рядом с поселком Апанас. Осенью 2022 года там же произошел еще один взрыв”,- рассказал региональный координатор российской экологической группы «Экозащита!» Антон Лементуев.
Самая печально известная трагедия в Кузбассе, связанная с взрывами на отвалах, произошла в Прокопьевске 15 июня 1954 года в жилом поселке Сибирь шахты 3-3 бис. Причиной стал ливень, который привел череде взрывов в активно горящем терриконе. В результате погибли 19 человек.
Чтобы избежать активного горения террикона при его формировании каждый его слой должен изолироваться от другого глиной, чтобы не допустить попадания большого количества кислорода к углю. Склона отвала должны делаться пологими, чтобы избежать эффекта печной трубы с ветровым “турбонаддувом”. Впоследствии на поверхности пологого бывшего террикона формируют слой почвы и высаживаются растения – происходит рекультивация, то есть восстановление нарушенных земель. Рекультивация – сложный, дорогостоящий процесс, а в случае с горящими отвалами еще и опасный для жизни.
Что известно о рекультивации?
Как выяснил корреспондент издания А42, по просьбе правительства Кузбасса Роснедра выдают теперь «сдвоенную» лицензию, согласно которой предприятие, получающее право на добычу полезных ископаемых, должно ликвидировать ущерб, нанесенный прежними собственниками. В соответствии с этой договоренностью, рекультивацией террикона занимается угледобывающее предприятие ООО «Разрез Верхнетешский» (управляется ООО “УК “ЭЛСИ”), получившее «сдвоенную» лицензию.
Работы на терриконе, по словам местных жителей, начались летом 2022. Никакого предупреждения о рекультивации и плана работ местным жителям не предъявляли.
По словам одной из жительниц Анжеро-Судженска, разбирать террикон начали где-то в ноябре, документов не показывали.
“Вокруг чернота, дышать не возможно. Домой приходишь в крапинку. Рот нельзя открыть на зубах всё скрипит. Лично жителей никто не предупреждал. Может где-то они оповещали, но я ничего не видела”, – говорит собеседница “Белого снега”.

По словам мэра Анжеро-Судженска Александра Рыбалко, сейчас идет “грязный” этап рекультивации – снижение высоты отвала. Он продлится до 10 марта. Следом начнется второй — завоз глины. В результате конус превратится в пологую гору. Глина изолирует содержимое, растения, которые будут высажены дополнительно укрепят склоны, обвалы и пыление прекратятся.
Почему такая рекультивация опасна?
“Ответственные лица общественности не известны, проходил ли проект госэкспертизу – не понятно. Учитывая разлет пыли и ее вред для организма человека, должно было быть произведено отселение людей из опасной зоны на время проведения работ, либо выбрана иная технология. То что мы видим сейчас – полнейшее пренебрежение жизнью и здоровьем людей на фоне самоустранения контролирующих органов”, – считает Антон Лементуев.
Как уточнил “Белому снегу” бывший общественный инспектор Росприроднадзора Николай Метальников, когда террикон уже загорелся, его нельзя накрывать глиной. В этом случае внутри конуса продолжаются опасные процессы: он становится спящим вулканом. При попадании внутрь жидкости произойдет взрыв.
Эксперт также отметил, что перед началом работ необходимо было провести исследования, чтобы определить ситуацию внутри отвала и предусмотреть механизмы его охлаждения, угольщикам давно известные и отработанные.
“Охлажденный отвал не пылил бы так сильно. Это затратные способы, проще механически разобрать, а людям потерпят. Но техника для охлаждения в Кузбассе есть и назвать затраты запредельными нельзя, но они гарантируют безопасность проведения работ по рекультивации и сохраняют здоровье жителей”, – сказал Метальников.


По мнению Метальников, заключение горящего отвала в глину – это мина замедленного действия для будущих поколений. Уголь может тлеть внутри отвала в течение десятилетий и столетий, а может взорваться через две недели.
Вера Кузьмина