Жители поселка Высокий в Кемеровской области выступили против сильного трафика самосвалов с углем

Самосвалы и большегрузы с углем в течение восьми месяцев круглосуточно возят уголь мимо школы и детского сада через поселок Тайжина в Прокопьевском районе Кузбасса. В связи с ростом цен на уголь и отменой проверок Росприроднадзора разрезы «Чернокалтанский» (Сибирская углепромышленная кампания, СУПК) и «Кузнецкий Южный» нарастили добычу сырья, но дорог для транспортировки больше не стало, поэтому угольщики используют трассы, проходящие через поселки.

Рис. 1. Расположение угольных разрезов и населенных пунктов, упоминаемых в статье.

Открытие новых разрезов и неподготовленные пути для транспортировки угля пять лет назад уже приводили к протестам и перекрытию трассы жителями. В 2020 году угольщиков обязали возить по железной дороге, избегая проезда по поселкам. В 2022 году наращивание добычи вместе с ограниченными возможностями железнодорожной ветки привело к возобновлению проезда груженых углем машин через поселки. В зону социального напряжения из-за этого попали около 15 тысяч жителей поселков Высокий (Тайжина, г. Осинники), ГРЭС (г. Мыски), Берензас, Безруково, Подобас, Тальжино, Черемза (Центральное сельское поселение, Новокузнецкий район) (рис. 1).

В середине апреля жители поселка Высокий записали видеообращение к губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву с просьбой прекратить транспортировку угля внутри поселка и соблюдать правила перевозки на период принятия решений. В дальнейшем жители предлагают воспользоваться предложением главы минуглепрома Кузбасса Олега Токарева. Чиновник считает возможным обязать разрезы «Кузнецкий Южный» и «Чернокалтанский», не имеющие собственных углепогрузок, подготовить проект по совместной работе на углепогрузочной станции Юрково.

По словам жителей, грузовики с углем едут вдоль школы, детского сада, дома культуры. Мойка на въезде в город отсутствует, водители грузовиков превышают скорость, часто перевозка угля осуществляется в открытом кузове без тента, поэтому пыль летит на поселок. Машины возят уголь круглосуточно, частота проезда доходит до 9 минут. Текущая ситуация подвергает опасности детей, которые не привыкли к высокому трафику в поселке, а грохот и угольная пыль делают невозможной жизнь в населенном пункте.

Между тем, по признанию представителей разрезов, которые приезжали на встречу с жителями, пока договориться о совместной перевозке угля не удается. В любом случае, транспортировка через поселки является самой удобной и дешевой для угольщиков.

Угольщики и экология

В тоже время, если обратиться к сайту Сибирской углеромышленной компании, то можно увидеть заявление о заботе об экологии. Однако, экологическая безопасность касается только процесса производства и не касается транспортировки продукции, хотя именно транспортировка угля оказывает огромное влияние на экологию из-за угольной пыли. По данным Новокузнецк.SU СУПК принадлежит Феликсу Нахшунову, который известен тем, что в октябре 2019 года договорился с мэром Новокузнецка Сергеем Кузнецовым о строительстве в городе синагоги — самой большой за Уралом. Нахшунов является щедрым религиозным меценатом, что идет в разрез с методами ведения работ на его предприятии.

На сайте разреза «Кузнецкий Южный», который принадлежит Тимуру Франку, данных об экологической ответственности предприятия нет. Чтобы компенсировать вред окружающей среде, угольщики строят детские площадки в поселках своего влияния.

Вера Кузьмина